Доклад научные картины мира

    Сначала осуществляются переход, то есть движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Ввиду большого разнообразия элементарных частиц, их размеры сильно отличаются, но далеко не для всех частиц размеры были точно опередены. От Птолемея до Колумба. Стадия нормальной науки.

    Научная картина мира предлагает целостный взгляд на. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира. Такая потенциальная информация проявляется в новых предсказаниях.

    [TRANSLIT]

    доклад научные картины мира Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации. В философской литературе принято выделять два основных вида научной картины мира: специальные, или дисциплинарные научные картины мира и общую научную картину мира.

    Каждая научная дисциплина имеет обобщенные схемы, которые репрезентируют образ ее предмета исследования. Эти образы называют специальными научными картинами мира: физическая картина мира, химическая картина мира, биологическая картина мира и т.

    §5 Наука: создание научной картины мира

    Специальные научные картины мира вводятся посредством представлений: о фундаментальных объектах, из доклад полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной дисциплиной; о топологии изучаемых объектов; об общих научные картины их взаимодействий; о пространственно-временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны системой онтологических принципов. В ней уже чётко доминировали механика, физика, математика, материалистические и атомистические представления о мироустройстве.

    Вселенная здесь уподоблялась огромному механизму, наподобие популярных тогда механических часов, где все основные составные части на всех уровнях бытия были хорошо подогнаны друг другу, как колесики, рычаги и пружинки в часах. В дальнейшем ходе истории вновь возникали всё новые и новые научные картины мира, сменяя друг друга, каждый раз уточняя понимание мироустройства с позиции современных им научных представлений, а также активно используя привычные для их исторической эпохи символику и аллегории.

    В рамках общей научной картины мира можно выделить отраслевые картины мира, которые формируются мира отдельных отраслях науки:.

    Ваш IP-адрес заблокирован.

    Все картины мира выполняют свои особые задачи, удовлетворяя конкретные потребности человечества, комплексно познающего мир и изменяющего окружающую действительность. Поэтому в любой конкретный период времени в данном обществе можно обнаружить целый ряд разнообразных картин мира. В своей совокупности научные картины мира стремятся дать целостное и обобщенное реалистические представление о мире в целом, а доклад научные картины мира о месте человека и человеческих сообществ в нём.

    Специальные научные картины мира различных дисциплин, хотя и взаимодействуют друг с другом, тем не менее, напрямую, дедуктивным путем не сводятся и не выводятся из каких-то единых представлений о мире, из общей научной картины мира. В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями.

    А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания.

    Доклад научные картины мира 3719

    Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости. В настоящее время эволюция общей научной картины мира представляется как движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира.

    Доклад научные картины мира наука стартовала с принятия классической научной картины мира. Для классической картины мира, доклад научные картины мира на достижениях Галилея и Ньютона, характерно направленное линейное развитие с жесткой детерминацией явлений и процессов, абсолютная власть эмпирического познания над теоретическим построением, описывающим явления в пространстве-времени, существование неких неизменяемых взаимосвязанных материальных точек, непрекращающееся движение которых является основой всех явлений.

    Классическая механистическая картина мира господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода времени. В ней постулируются основные черты материального мира.

    Мир понимался как механизм, единожды заведенный творцом и развивающийся по динамическим законам, которые могли просчитать и предсказать все состояния мира. Будущее однозначно детерминировано прошлым. Все предсказуемо и предопределено формулой мира. Причинно-следственные связи однозначны и объясняют все явления природы.

    Случайность исключена из природы. Доклад научные картины мира времени определяет одинаковость всех состояний механического движения тел. Пространство и время имеют абсолютный характер и никак не связаны с движениями тел. Объекты существуют изолированно, не подвергаясь воздействиям других систем. Субъект познания элиминировался к возмущающим факторам и помехам. Первая научная картина мира была построена И. Ньютоном, несмотря на внутреннюю парадоксальность, она оказалась удивительно плодотворной, на долгие годы, предопределив самодвижение научного познания мира.

    В этой удивительной Вселенной не было места случайностям, все события были строго предопределены жестким законом причинности. А у времени было еще одно странное свойство: из уравнений классической механики следовало, что во Вселенной не изменится ничего, если оно вдруг начнет течь в противоположном направлении.

    Классическая картина мира основана на принципе детерминизма, на отрицании роли случайностей. Законы природы, сформулированные в рамках классики, как придумать курсовой работы определенность. Реальная Вселенная мало похожа на этот образ. Для нее характерны: стохастичность, нелинейность, неопределенность, необратимость. С точки зрения классики — это нонсенс, то, чего быть не.

    Стало ясно, что, не найдя научного подхода к изучению явлений хаоса, научное познание мира будет заведено в тупик. Существовал простой способ преодоления этих трудностей: следовало превратить проблему в принцип.

    Хаос — это свободная игра факторов, каждый из которых, взятый сам по себе, может показаться второстепенным, незначительным. В уравнениях математической физики такие факторы учитываются в форме нелинейных членов, то есть таких, которые имеют степень, отличную от первой.

    А потому теорией хаоса должна была стать нелинейная наука. В конце XIX века происходит кризис классической физики, обусловленный невозможностью непротиворечивого объяснения физической наукой таких явлений, как тепловое излучение, фотоэффект, радиоактивное излучение. Возникает в начале XX века новая квантово-релятивистская картина мира А. Эйнштейн, М. Планк, Н.

    Доклад научные картины мира 1491

    Она породила новый доклад научные картины мира неклассической рациональности, изменила взгляды на субъект-объектные отношения. Переход к неклассической картине мира произошел под влиянием теорий термодинамики, которые оспаривали универсальность законов классической механики, и теории относительности, которая внесла статистический момент в строго детерминированную классическую картину мира.

    В неклассической картине возникает гибкая схема детерминации, где учитывается фактор случая. Альберт Эйнштейн признавал, что квантовая теория содержит несколько ослабленные концепции причинности, а процессы, которые определяют явления в неорганической природе, необратимы с точки зрения термодинамики и даже полностью исключают статистический элемент, который приписывается молекулярным процессам. В термодинамике жидкости и газы представляли собой большой коллектив микрочастиц, с которым происходили случайные вероятностные процессы, имманентные самой системе.

    В термодинамических системах, газах и жидкостях, состоящих из большого коллектива частиц, отсутствует жесткая детерминированность на уровне отдельных элементов системы — молекул.

    Но на уровне системы в целом она остается. Система развивается направленно, подчиняясь статистическим закономерностям, законам вероятности и больших чисел. Таким образом, термодинамические системы не являются механическими доклад научные картины мира и не подчиняются законам классической механики. Значит, термодинамика опровергла универсальность законов классической механики.

    Научная картина мира

    В естествознании происходит революция, провозглашающая переход к неклассическому мышлению и неклассический стиль мышления. Таким образом, при смене картин мира сохраняется не только их общее теоретическое ядро, но и фундаментальные принципы, подверженные некоторым модификациям.

    С х годов прошлого века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже XIX-XX веков, сменяется постнеклассической наукой с выходом на понятие постнеклассической рациональности.

    В рамках постнеклассической науки исследуются не только сложные и саморазвивающиеся системы, но и сверхсложные системы, которые со всех сторон открыты к самоорганизации. При этом объектом науки становятся, естественно, проблемы, связанные не только с человеком и человеческой деятельностью, но и с теми доклад научные картины мира, которые возникают в рамках исследования социальной реальности в целом.

    Фейербах так сказал о смене своих идей:. Из представлений Фейербаха идея эволюции философии и социума перешла также в марксизм. Теория Большого взрыва хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами например, расширением Вселенной и преобладанием водорода и позволила сделать верные предсказания, в частности, о существовании и параметрах реликтового излучения.

    В момент Большого взрыва Вселенная и доклад научные картины мира пространство имели микроскопические, квантовые размеры. В соответствии с инфляционной модельюв начальной стадии своей эволюции Вселенная пережила период ускоренного расширения инфляции. Переход энергии в массу не противоречит физическим законам, например, рождение пары частица- античастица из вакуума можно наблюдать и сейчас в научных экспериментах.

    О причинах Большого взрыва выдвинуто несколько гипотез. В соответствии с одной из них, взрыв порождён флуктуацией вакуума.

    3804957

    В результате флуктуации вакуум вышел из состояния равновесия см. Другая гипотеза, оперирующая в терминах теории струнпредполагает некое внешнее по отношению к нашей Вселенной событие, например, столкновение доклад в многомерном пространстве.

    Некоторые физики допускают возможность множественности подобных процессов, а значит и множественность вселенных, обладающих разными свойствами. Необходимо отметить, что сам факт Большого научные картины с мира долей вероятности является доказанным, но объяснения его причин и подробные описания того, доклад научные картины мира это происходило, пока относятся к разряду гипотез.

    Доминирующие гипотезы сводятся к тому, что первые — тыс. По мере расширения и остывания Вселенной они перешли в стабильное нейтральное состояние, образовав обычный газ.

    В результате термоядерных реакций в звёздах были синтезированы более тяжёлые элементы вплоть до углерода.

    Причем эвристическая сила конкурирующих исследовательских программ учеными оценивается вполне рационально. Алексеев И.

    Во время взрывов сверхновых звёзд образовались ещё более тяжёлые элементы. В молодых галактиках процесс образования и гибели звёзд шёл очень бурно. После взрывов вещество сгущалось снова, в результате чего зажигались звёзды следующих поколений, вокруг которых образовывались планетные системы.

    Образование звёзд и планетных систем изучает наука космогония. Под действием гравитации в газопылевых облаках формируются сгущения с образованием вращающихся газопылевых дисков. Основная масса вещества концентрируется в центре диска, где растёт температура, в результате чего начинается термоядерная реакция и вспыхивает звезда рождения звёзд в газопылевых облаках наблюдались в телескоп.

    В остальных частях диска образуются планеты. Термоядерные реакции слияния ядер атомов водорода с образованием гелия поддерживают горение звезды в течение большей части её жизни.

    Как показывают исследования последних лет, планетные системы вокруг звёзд весьма распространены во всяком случае в нашей Галактике. В Галактике имеется несколько сотен миллиардов звёзд и, по-видимому, не меньшее количество планет.

    Мы находимся в периферийной части нашей Галактики хотя и достаточно далеко от её края. Чем дальше расположен объект доклад научные картины мира нашей галактикитем быстрее он от нас удаляется но это не означает, что мы находимся в центре мира: то же самое справедливо для любой точки пространства.

    Галактики образуют группыкоторые, в свою очередь, входят в сверхскопления галактик. Сверхскопления сосредоточены в основном внутри плоских слоёв, между которыми находится пространство, практически свободное от галактик. Помимо видимого вещества во Вселенной присутствует тёмная материяпроявляющаяся через гравитационное воздействие.

    Тёмная материя, как и обычное вещество, также сосредоточена в галактиках. Природа тёмной материи пока неизвестна. Кроме того, имеется гипотетическая тёмная энергиякоторая является причиной ускоренного расширения Вселенной. Понятия пространства и времени составляют основу физики. В начале двадцатого века учёные обнаружили в ньютоновской физике некоторые противоречия. В частности, доклад научные картины мира не могли объяснить, каким образом скорость света остаётся постоянной вне зависимости от того, движется ли наблюдатель.

    • На некоторых других представлениях о вакууме базируются современные физические теории.
    • Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него.
    • Олынки Л.
    • Перед физикой стоит задача построить теорию, в которой свойства частиц вытекали бы из свойств вакуума.

    Альберт Эйнштейн разрешил этот парадокс в своей специальной теории относительности. Эти эффекты проявляются, к примеру, в необходимости корректировать часы на навигационных спутниках GPS. Основываясь на теории Эйнштейна, Герман Минковский создал элегантную теорию, описывающую пространство и время как 4-мерное пространство-время пространство Минковского.

    История болезни по хирургии реферат65 %
    Доклад на тему технологии домашнего хозяйства81 %
    Цели публичного доклада директора школы44 %

    В пространстве-времени расстояния точнее, гиперрасстояния, так как они включают время как одну информационные модели реферат по координат абсолютны: они одинаковы для любого наблюдателя. Создав специальную доклад научные картины мира относительности, Эйнштейн обобщил её в общей теории относительностивключив в рассмотрение гравитацию. Согласно общей теории относительности, массивные тела искривляют пространство-время, что и обусловливает гравитационные взаимодействия.

    Перед современной физикой стоит задача создания общей теории, объединяющей квантовую теорию поля и теорию относительности. Это позволило бы объяснить процессы, происходящие в чёрных дырах и, возможно, механизм Большого взрыва. Согласно Ньютону, пустое пространство является реальной сущностью это утверждение иллюстрирует мысленный эксперимент : если в пустой Вселенной мы будем раскручивать тарелку с песком, то песок начнёт разлетаться, так как тарелка будет крутиться относительно пустого пространства.

    Согласно интерпретации Лейбница-Маха, реальной сущностью являются только материальные объекты. Из этого следует, что песок не будет разлетаться, так как его положение относительно тарелки не меняется то есть во вращающейся вместе с тарелкой системе отсчёта ничего не происходит. При этом противоречие с опытом объясняется тем, что в действительности Вселенная не пуста, а вся совокупность материальных объектов формирует гравитационное поле, относительно которого крутится доклад научные картины мира.

    Эйнштейн первоначально считал верной интерпретацию Лейбница-Маха, однако во второй половине жизни склонялся к тому, что пространство-время является реальной сущностью. Согласно экспериментальным данным, пространство обычное нашей Вселенной на больших расстояниях имеет нулевую либо очень маленькую положительную кривизну. Это объясняют быстрым расширением Вселенной в начальный момент, в результате чего элементы кривизны пространства выровнялись см.

    Инфляционная модель Вселенной. Одно из объяснений однонаправленности времени основывается на втором законе термодинамикисогласно которому энтропия может только возрастать и поэтому определяет направленность времени. Благодаря этой вероятностной разнице мы можем судить о событиях прошлого с большей уверенностью и достоверностью, чем о событиях будущего.

    Согласно другой гипотезе, редукция волновой функции необратима и потому определяет направленность времени однако многие физики сомневаются, что редукция является реальным физическим процессом.

    Некоторые учёные пытаются примирить оба подхода в рамках теории декогеренции : при декогеренции информация о большинстве предшествующих квантовых состояниях теряется, следовательно, этот процесс необратим во времени. Вакуум не является абсолютной пустотой. В соответствии с квантовой теорией поляв вакууме происходят квантовые флуктуации физических полей вокруг нулевого значения, непрерывно рождаются и умирают виртуальные частицыкоторые при определённых условиях могут превращаться в реальные.

    Наличие флуктуаций в пустом доклад научные картины мира подтверждается экспериментально см. Эффект Казимира. Размышления натуралиста, кн. Дышлевый П. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза научного знания. Научная картина мира: логико-гносеологический аспект. Планк М. Избранные научные труды. Пригожин И. Природа научного познания. Функции научной картины мира:.

    Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества. Помимо видимого вещества во Вселенной присутствует тёмная материя , проявляющаяся через гравитационное воздействие. Научная картина мира — представляет собой "всю совокупность научных знаний о мире, выработанную всеми частными науками на данном этапе развития человеческого общества" [2, с. Альтернативную Томасу Куну модель развития науки, тоже ставшую весьма популярной, предложил родившийся в Венгрии, но с года работавший в Англии математик, логик Имре Лакатос Материалы на сайте предназначены для лиц старше 18 лет.

    Операциональные оснавания научной картины мира:. Специальные картины мира служат материалом, на базе которого сначала складываются картины природы и общества, затем общенаучные картины мира. Сначала осуществляются переход, то есть движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки. Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез, в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных на данный момент научных дисциплин.

    В понятийном каркасе этих дисциплин вычляется общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала ественно-научной и социально-исторической картин, а потом и общенаучной картиной мира. Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включаемые в картину мира второго уровня, а потом и в общенаучную картину. Получаемая в итоге картина мира, не просто систематизирует знания о природе и обществе, но и формируется как исследовательская программа, которая дает видение связей между предметами различных наук и определяет стратегию переноса стратегий из одной науки в другую.

    Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную доклад научные картины мира, то есть учение о доказательстве, главный инструмент выведения доклад научные картины мира систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат.