Реферат основы экологической культуры

    Условием возникновения гуманитарной экологической позиции старшеклассников является вовлечение их в решение такого ряда познавательных задач, которые обеспечивают выход за пределы непосредственно изучаемого предмета в "пограничные" сферы человеческого духа, рассмотрение учебных проблем в контексте экологии, безопасности жизнедеятельности, экономики, социальной инженерии, нравственности. Экология и мораль. Особо охраняемые природные территории государственные природные заповедники, национальные парки и др. Методы экологического образования на уроках химии Направления экологического образования на уроках химии. Одомашнивание животных, переход от охоты к сельскому хозяйству выращивание растений и животных и оседлому образу жизни строительство свайных жилищ получило название неолитической революции неолит новокаменный век: тыс. Острота экологического кризиса. Новое экологическое сознание.

    Задачи: 1. Рассмотреть этапы формирования экологического образования. Пробудить широкую инициативу и активную жизненную позицию. Глава 1.

    Лекция 3. Основы конституционного строя Российской Федерации. Часть 1.

    Этапы формирования экологического образования Экологическое образование и его основные черты Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. И первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание. Целью такого образования и воспитания является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных экологической культуры о биосфере, роли природы в жизни общества и человека, осознание экологической ситуации, необходимости и значимости её охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.

    Такое образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира с тем, чтобы повысить чувство ответственности населения всех стран, что может стать предпосылкой для решения серьёзных проблем окружающей среды на глобальном уровне.

    Экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости реферат основы в достижении экологических целей.

    Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему. Основные черты непрерывного экологического образования отражаются в пятиустановочных принципах.

    Принцип непрерывности предполагает вовлечение каждого человека экологической культуры сферу экологического образования на протяжении всей его жизни; предусматривает преемственность всех ступеней экологического воспитания, а также взаимосвязь учебных и воспитательных учреждений с общественными и государственными структурами, имеющими отношение к экологическим проблемам. Принцип поступательности отражает развивающий характер образовательного процесса, обеспечивающего последовательное движение личности от одной ступени социальной, гражданской и профессиональной зрелости к другой, более высокой.

    Принцип плановости обеспечивает достижение поступательности образовательного процесса. Его значение определяется тем, что при построении эффективной системы образования имеет значение строгая теоретическая обоснованность социального прогноза, точность предвидения общественных потребностей.

    Внесение планового начала в непрерывно развивающийся по восходящей экологической культуры образовательный процесс возможно только тогда, когда он представляет собой не простую сумму базовой и последующей подготовки, а их интегральное целое. Принцип интегрированности состоит в оптимальном выборе структуры непрерывного образования, то есть таком распределении общих и частных учебно-воспитательных задач между его различными ступенями, которое обеспечивает максимальный эффект образовательного процесса.

    Принцип преемственности — важнейший фактор повышения эффективности образования, предполагающий максимальное использование на каждом биологические ресурсы мира реферат географии обучения достигнутого на предыдущих этапах. Это требует последовательности изучения отдельных дисциплин, разделов и тем, оптимального соотношения в содержании образования общетеоретических, специальных и прикладных дисциплин и т.

    Реализации преемственности непрерывного образования способствует также фундаментализация его содержания.

    Вышеизложенные принципы экологического образования включая воспитание и просвещения вытекают из необходимости адаптации человека к постоянно меняющейся окружающей среде. Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться только непрерывно и преемственно, в соответствии с социально-психологическими периодами развития личности. Преемственность и внутренняя согласованность содержания непрерывного образования на всех его уровнях и во всех его звеньях обеспечиваются развивающим характером обучения и воспитания, опорой на творческую активность личности.

    Совокупность рассмотренных принципов, раскрывающих основные структурные и функциональные особенности непрерывного реферат основы экологической культуры образования, позволяет охарактеризовать его как процесс целенаправленного формирования целостной, всесторонне развитой личности, обеспечивающий поступательный и согласованный характер развития профессиональных способностей и гражданских качеств человека.

    Процесс, состоящий из базового и последующего образования и предполагающий сочетание эссе немецкому языку деятельности в системе специально созданных учреждений с общественно-практической деятельностью в сфере профессионального труда. Семья Вкаждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей являются ориентиром в формировании экологической культуры подрастающего поколения.

    К сожалению, ориентиры семьи зачастую направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается. Поэтому реализацию экологического просвещения необходимо начинать с раннего возраста детей. Именно семья в близком контакте со своим ребенком создает ситуации, когда ребенок получает радость от общения с природой, тем самым уже формируя экологический смысл.

    Основной задачей экологического образования реферат основы экологической культуры дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к. По мнению Парахонского А. Его задача — не просто достижение знаний экологии, а главное — формирование экологического сознания, поведения и экологическойкультуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Образование дошкольников включает: элементарные научно-естественные представления об окружающем мире на уровне понятийкак он устроен, что из себя представляет; экологические знания об окружающем мире взаимосвязи, зависимости.

    Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.

    ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

    Родители или заменяющие их лица, а также работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, в том числе к природе. А именно: развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям.

    На основе этих знаний воспитывается отношение к природе. В первую очередь гуманное отношение.

    [TRANSLIT]

    Экологическая культура включает в себя эмоциональное восприятие, практические поступки реферат основы экологической культуры поведение детей в природе. Полученные знания и экологическое воспитание формируют у ребенка: понятия о ценности природы и ценности жизни; систему умений и навыков взаимодействия с природой; экологически грамотное поведение детей в природе; ответственность за природу. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества.

    Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях. Экологическое образование в средней школе Формирование экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей — деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

    Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя школа.

    • Дошкольное экологическое воспитание.
    • Аспекты и причины экологического кризиса.
    • И молодое поколение активно в него вовлекается.
    • Вуз должен формировать у студентов отношение к природе не только на уровне знаний и чувств, но и на уровне действий.
    • Точку зрения, в соответствии с которой первобытный человек находился с окружающей его природной средой в состоянии непосредственного и тесного единства, подтверждают современные исследователи.

    На основании гуманистической модели экологического образования, цель которой — создание условий, способствующих: самореализации и личностному росту учащихся; становлению экологического сознания; становлению такого отношения к окружающей реферат основы экологической культуры, которое обеспечило бы личное участие в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем; проявлению заботы об окружающей среде в целом и повышения качества жизни.

    Учащиеся последовательно изучают взаимодействие человека и природы, включающее 5этапов: На первом этапе у школьников формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа.

    В процессе рассмотрения разных сторон единства человека человечества в целом и конкретного лица и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются или поддерживаются познавательная потребность и интерес к экологии. На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Познавательная потребность на этом этапе развивается на основе исследовании деятельности человека, как экологического фактора.

    На третьем этапе достигается осознание учащимися исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения в условиях государств с различным общественным строем на основе международного сотрудничества. На четвёртом этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.

    Одомашнивание животных, переход от охоты к сельскому хозяйству выращивание растений и животных и оседлому образу жизни строительство свайных жилищ получило название неолитической революции неолит новокаменный век: тыс.

    Хозяйство из охотничье-собирательного превратилось в производящее. С появлением первых сельскохозяйственных культур можно говорить и о первых цивилизациях, возникших на Востоке и сменивших эпоху варварства; Развитие земледелия и скотоводства привело к глубокому что появилось раньше курица яйцо ландшафта. Преобразование природы в Междуречье несколько тысячелетий тому назад велось в больших масштабах, что было вызвано, в частности, не столь благоприятной ситуацией с орошением земель, как, скажем, в Египте, где основную роль играли реферат основы экологической культуры разливы Нила.

    Ранняя мифология вытекает из культа природы и развивает его, обожествляя землю, воду, плодородие и т. Причем соотношение этих двух тенденций неодинаково в различных культурах. Отношение к природе как основе человеческой деятельности в смысле материала труда, путеводителя и высшего судии характерно для различных периодов античной истории и противоборствующих школ, например стоиков реферат основы экологической культуры эпикурейцев.

    Сенека, несмотря на разногласия с Эпикуром, сходился с ним в одном: надо жить в согласии с природой. Сенека в соответствии с античным приматом чистого, неутилитарного познания оспаривал мнение Посидония, что изобретение ремесел дело философии, считая это второстепенным занятием.

    Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Таковые имели место в истории многих культур. Даже образование пустынь, в частности Сахары, связывают с человеческой деятельностью.

    Природные основы экологической культуры

    Площадь орошаемых земель в Средней Азии в древности превышала современную, но орошение велось неправильно и привело ко вторичному засолению почв и засыпанию их подвижными песками. Гибель цивилизации майя, по мнению некоторых ученых, частично обусловлена слишком интенсивной обработкой нестойких почв тропического пояса.

    Во всех этих случаях, как и в целом ряде других, противоречие между человеком и природой нарастало главным образом в сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения экологического положения стало развитие капиталистического способа производства и индустриализации. По существу, в последние 4 века человечество в лице западной цивилизации развернуло крупномасштабную войну с природой и результатом ее стал глобальный экологический кризис.

    Нельзя сказать, что глобального экологического кризиса не было из-за слабости человека. Он был технически не оснащен, потому что не ставил задачи покорения природы, а имел иные цели. Пять этапов взаимоотношения человека с природой -- непосредственное единство, охотничье-собирательное общество, сельскохозяйственное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество не случайно напоминают пятичленную формулу Маркса, хотя основанием в данном случае служат не внутрисоциальные, а экологические отношения, поскольку социальные отношения коррелируют с экологическими где последние антагонистичны, там антагонизм проявляется и внутри общества.

    Сходство с марксистской схемой будет еще полнее, если признать, реферат основы экологической культуры постиндустриальное общество будет основано на гармоничном единстве человека с природой, то есть возродит единство реферат основы экологической культуры с природой на более высоком культурном уровне. Этапам развития общества в его отношении с природой, о которых говорилось выше, соответствуют этапы развития культуры: мифологический этап целостной культуры, этап культуры, расщепленной на отдельные отрасли, и этап по-новому целостной экологической культуры, в которой соединяются без потери специфики различные отрасли и типы культуры.

    Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах.

    Низкий уровень экологической культуры объясняет нравственные пороки общества: потребительское отношение человека к природе, истощительное природопользование в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств , чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, к росту числа зон экологического бедствия. Он призван в науки, ориентированные на изучение природы, включить человека и его деятельность, показать неоднозначность результатов научно-технического прогресса. Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников Сущность экологического воспитания и его методика при работе с дошкольниками, основные цели, задачи оздоровительной и образовательной направленности. А именно: развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям.

    Под культурой в ее высшем измерении понимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие реферат основы экологической культуры подпадает под природо-охранительный закон, тесно коррелирует с отношением к окружающим людям, как к вещам, и право франции реферат использовать их, может быть реферат основы формально вполне законным, но нравственно порочным.

    Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями. Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры.

    Так в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной -- наоборот.

    Необходима же, социально и экологически гармония того и другого в целостности постижения и творения мира и. Экологический культурный синтез, представляя собой способ целостной личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии. Экологическая культура в узком смысле слова, аналогично практическому возврату человека к единству с природой, должна быть формой теоретического возврата, с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самоосознанию.

    В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура, на изменениях которой мы остановимся подробнее.

    Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая -- мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической экологической культуры, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавшие по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы.

    В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры. Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека хотя бы в идеальной форме вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична. Так же и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений солнца, света экологической культуры т.

    Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не может не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.

    Многие принципы экологической этики принцип равноценности всех видов жизни и др. Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы.

    Деньгами надо управлять а не служить им эссеЭссе технологии развивающего обучения
    Моя воспитательная система эссеДоклады по трудовому праву 2019
    Доклад на тему россия и терроризмКурсовая работа патриотическое воспитание дошкольников
    Избирательная система рф контрольная работаРеферат отиты у детей
    Доклад на тему христофор колумб по историиРеферат добыча нефти в беларуси

    Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы, и, во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающей такими свойствами как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.

    Особенности экологической этики, которая реферат нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений "человек - основы экологической, "общество - природа". Формирование экологической культуры. Виды экологического контроля. Правовые аспекты экологического воспитания и экологической культуры.

    Основные направления деятельности по формированию экологической культуры. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование. Семейное экологическое воспитание и просвещение. Взаимосвязь человека, общества и природы, исторические аспекты. Каковы же пути преодоления тотального самоуничтожения рода Homo sapiens и большей части биосферы? Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно.

    Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит культуры уровня экологической культуры личности и общества.

    Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы Культуры.

    Таковые имели место в истории многих культур. Таким образом, мифология по сути своей экологична. Социальная экология. Если в течение 5 минут не придет письмо, пожалуйста, повторите заявку. Задачи создания экопарка.

    Зверев, С. Глазычев, И. Суравегина и др. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как:. Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура — неотъемлемый экологической культуры образованности культурности личности.

    Эффективность ее воспитания реферат признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры. В связи с этим возрастает роль основы. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. Стэпп считает, что "человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры.

    Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпримет человек, определяются его образованием" [1. Урсул вводит понятие "опережающее ноосферное образование". Его суть состоит в отказе от "полученного в наследие от прошлого консервативного механизма передачи все быстрее устаревавших знаний и опыта, неспособного удовлетворить растущие социальные потребности, эффективно содействовать решению глобальных проблем человечества, ни в коей мере не способствующего ослаблению планетарного антропоэкологического кризиса" [2.

    Данный подход согласуется с Национальной доктриной реферат основы экологической культуры Российской Федерациипредусматривающей приоритет целей и принципов устойчивого развития. Понятие "экологическое образование" впервые было определено на конференции, прошедшей в г.

    Карсон-Сити США.

    Реферат основы экологической культуры 180

    На современном этапе оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует цели:. Эти цели можно конкретизировать в трех группах задач: познавательной усвоение основных научных экологических понятий и фактов; понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека ; мотивационной развитие потребности общения с природой; сознательного соблюдения норм экологоориентированного поведения ; деятельностной активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы.

    Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение реферат основы экологической культуры и адекватное изменение способов механизмов его усвоения учащимися.

    Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного реферат основы экологической культуры в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность.

    Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентации, ответственное отношение к природной среде.

    Содержание экологического образования в старшей школе отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами:. К этому перечню необходимо добавить еще один принцип, без реализации которого развитие современного образования уже не представляется возможным, — принцип культуросообразности.

    Такая позиция обусловлена пониманием того, что экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия. Моделирование национальной культуры в образовании — чрезвычайно важное условие формирования экологического сознания, утверждения экологического императива как нравственной ценности.

    Поскольку экология — это наука о доме, родине гр. Воссоздание культуры в образовании осуществляется посредством интегрированных курсов, сближения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

    Экологическое образование в старшей школе можно выстраивать на основе трех моделей: однопредметной, многопредметной и смешанной.

    2874518

    Однопредметная модель предполагает изучение экологии в реферат основы экологической культуры самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических.

    Они определяют логику формирования экологической культуры старшеклассников и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:.

    Реферат основы экологической культуры 607

    Отдельный экологический курс целесообразно вводить именно в старших классах, так как он призван обобщить полученные ранее экологические знания, экологической культуры представление об экологии как науке, обеспечить понимание научных принципов деятельности человека. Выделение экологии как самостоятельного предмета имеет положительные и отрицательные стороны: складываются благоприятные условия для формирования систематизированных экологических представлений, однако в то же время возникает опасность локализации экологических знаний в сознании учащихся.

    Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений.

    В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы.

    Экологизация школьных дисциплин осуществляется двумя взаимосвязанными путями: 1 органическим включением в учебные дисциплины экологических знаний и формированием практических умений охраны окружающей среды; 2 выделением в учебных программах самостоятельных тем природоохранного характера.

    Наиболее распространенный вариант экологизации общеобразовательных предметов — изучение соответствующих вопросов в курсах биологии, химии, физики, географии. Однако не меньшим "экологическим потенциалом" обладают и гуманитарные предметы. Так, при изучении реферат основы экологической культуры на разных исторических этапах ее развития возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимодействия личности и окружающего ее мира.

    Древнерусская словесность отражает средневековый тип отношения к природе, сочетающий языческие и христианские начала, основанный на одухотворении и персонификации всех природных явлений. XIX.

    Реферат конфликт между ними остро чувствуют и показывают в своих произведениях Ф. Тютчев, И. Тургенев, Л. Экологические проблемы в литературе основы XX .